Лодки, моторы, навигация


Как выбрать надувную лодку

Надувная лодка с навесным транцем На первый взгляд выбрать надувную лодку не составит никакого труда — устраивает цена и количество посадочных мест, значит, эту модель и нужно купить. Универсальных лодок не бывает, одни достоинства в определённых условиях становятся недостатками в других, что может негативно сказаться на безопасность поездок. Какую надувную лодку выбрать. Когда Вы будете выбирать лодку, сразу решите, сколько человек в ней будет размещаться. Для одного человека вполне подойдёт лодка длиной 2,6-3 метра. Если же в ней будет два рыбака, охотника, то надо брать лодку от 3 метров.

Главные критерии при выборе лодки это даже не цена или производитель, а предполагаемые условия эксплуатации. Вам необходимо как можно точнее сформулировать цели: «для чего?» и «где?». Если вы собираетесь ловить рыбу на небольших озёрах, то достаточно небольшой китайской лодки ПВХ со сланьями. Если намечается семейный отдых с детьми на море, то лучше купить RIB-катер. К преимуществу надувной лодки относится то, что она практически никогда не переворачивается в отличие от прочих видов плавучих средств. Цены на надувную лодку находятся в довольно широком диапазоне, в зависимости от многих факторов: размера лодки, ее грузоподъемности, мощности двигателя и прочих параметров.

Рассмотрим основные технические характеристики надувных лодок, которые влияют на эксплуатацию и соответственно на выбор лодки. Очень важно учесть при выборе надувной лодки для рыбалки - на каком водоеме вы планируете рыбачить. От этого зависят условия эксплуатации лодки и ее характеристики. Так, для рыбалки на реке или озере лучше использовать надувные лодки темно-зеленого цвета - они не маркие, что удобно во время цветения воды, когда лодки светлых оттенков нуждаются в постоянной очистке. А вот для рыбалки на море лучше подойдут как раз надувные лодки БАРК белого цвета - они будут меньше нагреваться от прямых солнечных лучей и рыбачить с них будет комфортнее.

Если вы перемещаетесь сквозь камышовые заросли, вам необходима надувная лодка для рыбалки с привальным брусом - так называется полоса из резины ребристой структуры вдоль борта лодки. Задача привального бруса в данном случае смягчать трение камыша о лодку, помогать раздвигать его, также гасить энергию волны в случае небольшого волнения - благодаря привальному брусу вода не будет забрызгивать в кокпит, обтекая борт. Также привальный брус, в случае необходимости, поможет вам при швартовке к вертикальным пристаням, защищая борта лодки.

Материал

Надувная лодка - комбинированнаяВ основном для производства надувных лодок используют хайпалон и поливинилхлорид (ПВХ). Первый материал износоустойчивый, обладает хорошей сопротивляемостью химическим веществам и ультрафиолетовому излучению. При высокой температуре, в жаркую погоду, борта из резины будут расширяться и швы реально могут течь. Борта, выполненные из ПВХ, этим не страдают: лодка может быть надута по максимуму,  но швы, а также все элементы склейки, останутся целыми. Кроме того, если всё-таки имел место разрыв, лодку ПВХ залатать будет гораздо легче за счёт очень хорошей адгезии материала. Пожалуй, единственный недостаток ПВХ – в том, что он не терпит хранения при низких температурах – лодки из ПВХ надо хранить в тепле. Поливинилхлорид не такой прочный, но гораздо дешевле и его легче починить. Если вы не планируете часто эксплуатировать изделие, то лучше выбрать лодку из ПВХ.

Есть ПВХ (неармированный). Плотность ПВХ – 700 г/м и более. Чем больше слоёв ПВХ используется, тем более увесистой будет лодка. Лодки на 2-3 рыбака обычно имеют 3 надувных секции. Неплохой материал, а в сравнении с прорезиненной тканью, так просто супер. Стоит лишь немногим дороже, зато совершенно не склонен гнить. Но главный плюс – надежность швов, которые не склеивают, а сваривают. ПВХ ткань боится волочения по песку, камням, и т.д. Для безопасного вытаскивания лодки на берег, и во избежание проколов, на нижнюю часть лодочных баллонов и на днище клеят накладки из специальной PVC ленты, которые значительно увеличивают стойкость лодки к повреждениям. Недостатки, правда, тоже имеются: прочность средняя, а на холоде он малоэластичен.

Неопрен и хайпалон. Запатентованный фирмой «Дюпон» материал –– хайпалон, по своим свойствам схож с искусственной резиной. Он используется для изоляции электрических кабелей, для настилки на крышу дома, и прочих целей, где из-за воздействия вредных факторов (высокая температура, воздействие ультрафиолета, бензина, масел и песка) не возможно использование других материалов. Хайпалон пользуется большой популярностью среди изготовителей надувных лодок из-за своих уникальных свойств. Материалы нового поколения, заметно более долговечные, чем ПВХ. На швах не варятся, а клеятся – как прорезиненная ткань. Лодки из этих полимеров качественные, но дорогие. Единственный минус хайпалона и неопрена –– малая прочность. Поэтому их используют в качестве покрытий для основных материалов несущего полотна, в роли которых, как правило, выступают нейлон и полиэстер. Комбинация этих веществ придаёт лодке необходимую прочность и сохраняет его форму долгие годы. И их мало на нашем рынке. Прошло уже более 70 лет со дня изобретения неопрена и тем не менее он до сих пор используется для покрытия внутренней поверхности воздушных баллонов. Обладая уникальными свойствами, неопрен является лучшим воздухонепроницаемым материалом в мире, к тому же он славится своей устойчивостью к вредным воздействиям нефтепродуктов. Большинство знаменитых компаний, занимающихся производством надувных лодок, для изготовления своих изделий используют хайпалон и неопрен.

Надувная лодка с ланьямиПлотный материал увеличивает вес маломерного судна, а исходя из того что лодку вы будете транспортировать не на себе, то можно выбирать с материалом поплотней. Лодка из плотного материала позволит повысить водоизмещение и допустимую мощность двигателя. И всё-таки ориентироваться следует не на материал и способ изготовления швов (сваренные, клееные, внахлёст, встык), а на гарантию производителя. Чем больше срок, тем выше качество и надёжность изделия.

Почти все изделия комплектуются вёслами с алюминиевым или деревянным веретеном. Материал имеет значение при транспортировке лодки – алюминиевые вёсла легче, но на удобство гребли больше влияет тип уключин. По поводу уключин хотелось бы также акцентировать внимание на том, что современные варианты должны быть снабжены поворотным механизмом, благодаря которому вёсла будут смещаться и в вертикальной, и в горизонтальной плоскости. Говоря непосредственно о вёслах, нужно отметить, что они должны правильно подходить под Вашу лодку. Чтобы разобраться в этом, сядьте в лодку и примерьте вёсла, ещё находясь в магазине.

Предпочтительно выбирать лопасти широкие и с небольшим загибом, благодаря чему облегчается плавание в сильный ветер и, вообще, перемещение на большие дистанции. Пользоваться исключительно вёслами целесообразно на небольших водоёмах для перемещения на малые расстояния. Чтобы идти под вёслами на большом водоёме нужно обладать хорошей физической формой, иначе ветер и течение сведут на нет все усилия. Если проверка на выносливость не ваша цель, то на лодку лучше купить подвесной мотор. Посмотрите также, как вода вытекает из вёсел. Вода внутри вёсел – это лишний вес, а также грязь, которая быстро заносится в лодку и засоряет её.

Выбор размера надувной лодки

Гребная лодка - весельнаяПередвигаться на большой гребной лодке с ручной (вёсельной) тягой довольно тяжело, как и осуществлять её доставку к месту отдыха. При выборе соизмеряйте габариты лодки со своими физическими и транспортными возможностями. Для моторных лодок критерии те же: чем оно больше, тем мощнее должен быть двигатель. По остальным характеристикам (пассажировместимость, мореходность, устойчивость, грузоподъёмность, количество независимых баллонов) большие лодки однозначно выигрывают. Обратите внимание на грузоподъёмность, которая указана в паспорте и на самом изделии. Общий вес людей и туристического снаряжения не должен превышать этот показатель. А вот заявленное производителем количество пассажиров, которые могут с комфортом разместиться в лодке, чаще всего преувеличенное. Обычно в 2-х местной лодке грузоподъёмностью 220 кг нормально помещается лишь один человек с небольшим багажом (из личного опыта). Недостатки крупных лодок: высокая цена, большие размеры и вес, трудности с хранением, доставкой и сборкой. Маломерные судна длиной до 2,6 м много места в квартире не занимают и переносятся в сумке-рюкзаке. Хозяину легковой машины и гаража можно выбрать надувную лодку до 3,3 м. Для лодок свыше 4 м уже понадобится лодочный прицеп.

В жаркий день, на солнцепеке, давление в баллонах лодки может достигать критических отметок, и иногда даже бывает, что лодки взрываются. Клапана с автоматическим сбросом излишнего давления в баллонах лодки позволяют этого избежать. Конечно, Вы можете стравливать давление вручную, надавив пальцем на клапан, но так Вы не можете знать точно, сколько воздуха нужно стравить, и в случае, если Вы стравили слишком много, лодка может стать менее жесткой и управляемой. В принципе, все современны клапаны делаются действительно качественно. Герметичность клапанов ― 100%-ная, даже в случае выхода из строя клапанного механизма. Крепление насоса и клапана предпочтительно – полуоборотное, что обеспечивает быстроту прикрутки насоса к клапану. Резьбовой аналог в этом смысле проигрывает.

В очень многих лодках клапаны стравливания воздуха ставятся в нижней части баллонов лодки. Это не очень удобно, поскольку, накачивая лодку, нам трудно найти клапан, который спрятан внутри внизу, а когда накачали ― также неудобно в накачанной лодке дотянуться до него, чтобы отсоединить баллон. В этом смысле очень хороши надувные лодки Барк, в которых клапаны стравливания имеют верхнее расположение! Клапаны хорошо заметны, и доступ к ним облегчён. В конце рыбалки воздух легко выходит ― сворачивай лодку и пакуй! Всё просто. Ещё одна мелочь: хорошо, когда крышка клапана привязана к нему верёвочкой и не мешает ногам при закручивании. Ещё один полезный клапан – это клапан слива воды. Она находится в нижней части лодки и даёт возможность удобно слить скопившуюся воду, не переворачивая громоздкую лодку и не выгружая из неё снаряжение.

Транцы под двигатель

Элемент в кормовой части надувной моторной лодки, на который крепится двигатель, называется транцем. Если транец приклеен к баллонам лодки с помощью резинового обода или прокладки, такая лодка будет гораздо долговечнее, ведь от вибрации мотора ПВХ ткань быстро стареет и изнашивается, а резиновый обод или прокладка эти вибрации будут сглаживать. Существует два типа – навесной и стационарный транцы. От его прочности и надёжности крепления зависит, какой мощности мотор можно эксплуатировать. Навесной транец предназначен для установки маломощных (до 2 л.с.) электрических моторов на небольших гребных лодках. Более мощные двигатели использовать с навесным транцем небезопасно. Его крепление осуществляется путём установки в специальные пазы на корме с фиксацией стяжками или винтами. Рекомендуется для рыбной ловли и лодочных прогулок.  Присутствие в конструкции лодки стационарного транца является основным визуальным отличием моторного судна от гребного плавсредства. Жёсткость и надёжность крепления позволяет использовать на таких лодках двигатели с большей мощностью. Рекомендуемая мощность указывается производителем в руководстве по технической эксплуатации изделия.

Лодочное дно

Лодка с надувным поломВ зависимости от строения днища различают плоскодонки и килевые надувные лодки. Лодка с плоским дном больше зависит от силы ветра и течения, менее устойчиво во время движения, его сложнее удержать на выбранном курсе. Но такая лодка легче, обладает хорошей устойчивостью на стоянке и стоит относительно недорого. Небольшие конструктивные изменения и дополнительный продольный баллон на днище делают из обычной плоскодонки килевую лодку. Тот, кто решит выбрать надувную лодку с килем, получит следующие преимущества: лёгкость в управлении, лучшую мореходность и скоростные качества. Соответственно цена и вес килевого плавсредства по сравнению с плоскодонкой больше, а устойчивость на стоянке хуже.

Надувное дно менее жесткое, чем складное, однако более легкое (примерно на треть легче такой же лодки со складным дном). Если лодка имеет длину 3,3 метра, то укладывать складное дно в одиночку очень сложно. Если Вы привыкли рыбачить в одиночку, то надувное дно подойдет Вам лучше – оно легкое и легко укладывается. Надувное дно имеет сотовую структуру и достаточную жесткость, и если лодка находится на воде, на нем даже можно стоять.

Сланцевый настил. Комплект из нескольких плоских прямоугольников влагостойкой фанеры, которые укладываются на днище с небольшими промежутками. Жёсткость такой палубы хоть и не идеальна, но гораздо выше, чем голое резиновое дно. К тому же это самый дешёвый вариант.

Сплошной настил. Разборная конструкция из водостойкой фанеры или алюминия. Именно такой пол используется в моторных лодках, благодаря чему надувную лодку становится возможным укомплектовать мотором. Сплошное днище также делается на основе бакелитовой фанеры, причём обязательно должны быть стрингеры, которые не допускают смещение днища вверх-вниз. Если не будет стрингеров, лодка станет «дельфинировать». Чтобы ею нормально управлять, придётся сбрасывать скорость. Жёсткий пол очень удобен для рыбалки. Благодаря нему, можно ловить рыбу стоя, а также уверенно расположить на дне увесистые элементы снаряжения. Жёсткий пол также положительно сказывается на ходовых параметрах лодки. Это особенно актуально при использовании двигателя. Выбирая лодку по цвету, целесообразно предпочесть тёмный, защитный цвет, поскольку лодка неизбежно будет пачкаться, а на тёмной грязь менее заметна. Если Вы будете охотиться или рыбачить в заболоченной местности, преимущества тёмного цвета будут особенно очевидны. В то же время, лодки светлых оттенков будут заметно меньше нагреваться в жаркую летнюю погоду.

Фанерный настил привлекает невысокой ценой, но алюминиевый существенно легче. Такой тип палубы позволяет уверенно держаться на ногах. Надувная жёсткая палуба. Самый дорогой вариант, сочетающий лёгкость и жёсткость конструкции. Представляет собой плоский надувной баллон на дне лодки, в котором при накачке создаётся высокое давление. Если выбрать такую надувную лодку, то это позволит существенно уменьшить общий вес судового комплекта. Долго сидеть на фанерных сиденьях, которые идут в комплекте с лодкой достаточно жестко, а если на улице прохладно, еще и холодно. Чтобы не переохладиться и не заболеть, а также обеспечить себе комфорт, можно приобрести специальные накладки на сиденья. Эти накладки сверху сделаны из мягкого материала, а снизу являются сумкой для всякой мелочи.

Комбинированный тип лодка с надувными бортами, жёстким килевым корпусом и палубой, на которую можно установить рулевое управление, удобные кресла, аккумулятор, бензобак, помпу, поместить туристическое снаряжение и другое оборудование. Фактически это лёгкий непотопляемый катер, обладающий к тому же большой грузоподъёмностью и отличными мореходными качествами. Такое плавсредство несложно вытащить на берег. RIB-катера отличаются высокой безопасностью, приличной скоростью и удобством эксплуатации. Они дороже надувных лодок, но дешевле полностью жёстких катеров. Часто используются силовиками и спасателями, хорошо подходят для семейного отдыха на море. Из недостатков: высокая цена и сложность хранения – понадобится место у причала, эллинг или отдельный гараж с лодочным прицепом.

Полезные советы:

  • Проанализируйте конструкцию и комплектацию надувной лодки, которую собираетесь купить. Нехватка некоторых, казалось бы, пустячков сильно сказывается на удобстве пользования плавсредством.
  • В судовом комплекте иногда попадаются насосы с одним отверстием для нагнетания воздуха. Поэтому вы не сможете откачать воздух из баллонов, чтобы компактно упаковать лодку. Отсутствие ручек для её переноски тоже приятным сюрпризом не назовёшь.
  • Обратите внимание на конструкцию уключин. Лучшее решение — уключина карданного (штыревого) типа, крепление «ухо» ненадёжно и со временем может порваться, существуют плавсредства и вовсе без уключин.
  • При выборе многоместной надувной лодки уточняйте количество скамеек (банок) в комплекте. Базовый вариант некоторых моделей предполагает наличие только одного сиденья, а остальные покупаются отдельно. Тоже можно сказать про другие полезные вещицы: накладки на банки, носовой тент, непромокаемые сумки-карманы, которые крепятся под сиденьями, бортовые реллинги и прочее.
  • Не помешает в моторной надувной лодке сливной клапан (отверстие), который обычно устанавливают в нижней части транца или на дне. С его помощью легко избавиться от попавшей внутрь воды не переворачивая судно.

Вывод

Как видите универсальных лодок не существует. Планируете ловить рыбу на небольшом водоёме – покупайте небольшую вёсельную ПВХ лодку со сланцевым настилом. Решили летом отдохнуть с детьми на море — нужно выбрать надувную лодку размером покрупнее с жёсткой сплошной палубой. Для больших расстояний и водоёмов рекомендуется использование килевой лодки с мощным двигателем. Попробуйте лишь поменять вид отдыха, как вам захочется выбрать совсем другую надувную лодку. Если вы сомневаетесь в выборе или предполагаете многоцелевую эксплуатацию, то оптимальным решением будет моторная лодка длиной 3,3-3,5 метров с килем, стационарным транцем и сплошным алюминиевым настилом.